Ok
AA
Культурное
наследие
Исторические
поселения
Исторические
поселения (Этап 2)
Развитие
водоснабжения
Завершенные
проекты

Итоги реализации Проекта «Завершение строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений» Итоги реализации Проекта «Завершение строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений»

Рассматривая итоги реализации Проекта «Завершение строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений» необходимо отметить, что для его реализации была сформирована организационная структура управления Проектом, соответствующая международному опыту выполнения работ на уникальных объектах в составе организаций Государственного Заказчика, ФКП «Дирекция КЗС», Группы реализации Проекта (Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга), Консультанта проектировщика (Компания Халкроу, Великобритания), Консультанта инженера (Генинжконсалт, РФ, Институт «Стройпроект», РФ, Компания «Роял Хасконинг» Нидерланды).  В соответствии с Соглашениями о Займах с международными финансовыми организациями (ЕБРР, СИБ и ЕИБ), а также базируясь на положениях  «Принципов и правил закупок товаров, работ и услуг» ЕБРР выполнена корректировка проекта КЗС, подготовлена конкурсная документация и проведены конкурсы по выбору подрядчиков для выполнения работ на всех объектах Проекта КЗС, заключены соответствующие контракты.

В короткий срок разработана и утверждена Правительством РФ программа финансирования работ на Проекте с использованием средств международных займов, софинансироваия из бюджета РФ, а также средств ФАИП. Подрядчики выполняли работы высокими темпами, при этом применялась современная строительная техника и высокопроизводительное (уникальное) оборудование. В процессе выполнения работ на отдельных объектах  Проекта КЗС возникла необходимость доработки проектных решений до уровня современных технических требований и обеспечения необходимой безопасности эксплуатации комплекса. Все проведенные корректировки проектной документации были оформлены и согласованы в установленном порядке Главгосэкспертизой РФ. По итогам корректировки проекта были внесены изменения в программу финансирования, причем предусмотренные изменениями средства, полностью обеспечили выполнение работ по проекту, в установленный Правительством срок.

В результате реализации Проекта «Завершение строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнения» получен уникальный объект федерального значения в составе
- 11 защитных дамб;
- 6 водопропускных сооружений;
- 2 судопропускных сооружений;
- 6 полосной автодороги, проходящей по гребням защитных дамб, автодорожным подъемным мостом через судопропускное сооружение С2 и тоннелем под судопропускным сооружением С1, не имеющий, в данном формате, аналогов не только в Российской Федерации но и мире. Причем уникальность данного проекта не только в его технической составляющей, но и в том, что КЗС призван обеспечить нормальную жизнедеятельность уникальной экосистемы, включающей Ладожское озеро – реку Неву – Невскую Губу и Финский залив. В гарантийный период эксплуатации объекта планируется  провести отработку алгоритмов управления комплексом, включая программное обеспечение системы предупреждения угрозы наводнений – СПУН, системы и порядка принятия решений по маневрированию затворами водо и судопропускных сооружений, продолжить наблюдения за состоянием экологии в акватории Невской Губы и др.

Необходимо также отметить, что в соответствии с Соглашением о займе между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития создана Система предупреждения об угрозе наводнения (СПУН).

СПУН - это постоянно функционирующая комплексная система предупреждения наводнений, осуществляющая (в автоматическом режиме) сбор и анализ данных, поступающих от контрольно-измерительных приборов системы наблюдений за водообменом, ветровыми воздействиями, атмосферным  давлением, уровенным, волновым и температурным режимами и ледовым покровом для Системы прогнозирования уровня воды (СПУВ) в акватории р.Невы, Невской губы и восточной части Финского залива, включающая разработанную модельную подсистему прогноза и получение результатов прогноза атмосферных процессов из Европейских стран.  Кроме того, неотъемлемой частью СПУН является технология и техническое оборудование для создания единой системы сбора и передачи информации, оповещения соответствующих ведомств и надежно работающая Система поддержки принятия решения (СППР), обеспечивающая своевременную защиту Санкт-Петербурга от наводнений.
Результатом работы СПУН является представление оптимального плана управления маневрированием затворами КЗС для защиты от наводнений.
Работа системы СПУН после проведения заключительных испытаний в конце 2011 года признана соответствующей требованиям проектной документации. С учетом положительных результатов испытаний, указанная система передана Государственному заказчику в эксплуатацию.

Проект КЗС, разработанный в 1980-е годы, был призван обеспечить решение важнейшей технической задачи для города Санкт-Петербурга – защита города от наводнений. Возобновление строительных работ по КЗС после многих лет консервации построенных конструкций и установленного оборудования потребовало значительной мобилизации инженеров и специалистов для создания современного объекта, управляемого из единого центра.

По ходу разработки рабочей документации подрядчикам и специалистам потребовалось решать сложнейшие технические задачи в условиях установленных сроков с учетом новых достижений.

К общим достижениям Проекта можно отнести следующее:

  • В конце марта 2009 г. достигнута основная цель Проекта – обеспечение защиты г. Санкт-Петербурга от наводнений. С устройством защитной дамбы и перекрытием прорана риски, связанные с последствиями наводнений сведены до минимума;
  • В декабре 2011 г. в установленный срок полностью завершены работы по проекту «Завершение строительства комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений».
  • Завершена работа по судопропускному сооружению С2 – автодорожный мост с подъемным пролетным строением и плоским затвором, с октября 2006 г. начато движение автотранспорта от ст. Горская до г. Кронштадт по вновь построенной автодороге;
  • С 7 октября 2008 г. осуществляется проход судов через судопропускное сооружение С1;
  • В апреле 2011 года полностью завершены работы по монтажу и пусконаладке уникальной конструкции плавающего затвора судопропускного сооружения С1, в мае 2011 г завершена программа  его испытаний;
  • Начиная с 12 августа 2011 г. осуществляется движение автотранспорта по автодороге, проходящей по гребням защитных дамб от ст. Горская до ст. Бронка через тоннель судопропускного сооружения С1.